------------------- Андрей Кураев
Православие сегодня Христианский смысл Протодиакона Андрея Кураева лишили священного сана

Протодиакона Андрея Кураева лишили священного сана

0 Comments
Андрей Кураев

Протодиакона Андрея Кураева лишили священного сана. До сих пор звучит вопрос: каким образом самый умный, образованный и успешный миссионер 90-х – начала 00-х превратился в злобного критика Церкви. Многих он волновал. Некоторыми своими наблюдениями и мыслями поделился современный проповедник, насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс).

 «Византия против СССР»

Как-то раз я решил посмотреть лекцию в Лондоне, которую Кураев читал в 2019 году. Меня удивили два факта в этой лекции: потухшие глаза во время разговора о Христе и абсолютно старая информация, которую он вещал ещё 30 лет назад. Вот здесь мне стало понятно, что главная внутренняя проблема Кураева – разочарование во Христе.

Ему скучно говорить о Христе, а отсутствие рефлексии заставляет повторять одно и то же. Например, в лекции чисто исторической, типа «Византия против СССР», Кураев очень живой, заинтересованный и более эмоционален. Тут становится понятным, что именно поверхностные исторические факты, их собирание и формальный анализ более всего питает его душу, но никак не воскресший Христос. Я попробую более подробно раскрыть эту мысль.

«Церковь и молодёжь: неизбежен ли конфликт?»

Так получилось, что совсем недавно я прочитал книгу Кураева 2003 года «Церковь и молодёжь: неизбежен ли конфликт?». Это сборник его автобиографических интервью и статей. Именно в этих интервью есть интересные факты того, что Кураев постоянно шёл против течения. Сначала это было связано с поступлением в университет, потом ещё что-то и ещё. Сейчас у меня под рукой книги нет, но именно этим он хвалился и бравировал: «я всегда шёл против течения».

Сейчас Кураев любит подчёркивать, что в отличие от патриарха он в советское время слушал Галича, т.е. он, мол, весь такой диссидент и нонконформист был. Для него героический идеал советских диссидентов-моралистов и остался по сию пору душевнообразующим, отсюда и желание подражать им и воплощать их линию в жизнь. Я думаю, что и Христа он мыслит не как Бога, а как такого диссидента-моралиста.

В начале 90-х, когда секты и оккультизм ворвались всем скопом в Россию, то Кураев со своим образованием, умом и протестной линией, лучше сказать полемическим навыком, стал лучшим миссионером и защитником Православия. Своими книгами и лекциями, почти в одиночку вернул в отеческое лоно огромное количество заблудших чад. Я, например, некоторые его старые книги и лекции до сих пор перечитываю по интересующим меня темам и другим советую. Сам я в Церковь не через его книги пришёл, несмотря на то, что почти все их прочитал.

О духовной жизни

Теперь о его духовной жизни, которую можно проследить в старых интервью. Чаще всего он рассказывал о двух случаях мистического опыта: после своего крещения в метро его накрыло благодатью, и в день своего иерейского рукоположения он не пошёл в храм, внутреннее чувство запретило. А больше всего меня поразило то, что доказательством Бога для него служат духовные старцы. В его интервью столько самолюбования и восхищения собой, что вопрошание Бога о промысле и Его воле практически уходят на периферию.

В нескольких интервью его спрашивали о том, как он после такой активной жизни с лекциями духовно восстанавливается. Дело в том, что любой миссионер, а тем более успешный, должен следить за своей духовной жизнью ещё скрупулёзней и тщательней, поскольку всё это сопряжено с большими искушениями. Но Кураев всегда отвечал совсем не о том, скорее говорил о душевном отдыхе, чем о духовном.

Именно в этом мне видится проблема номер один. Он замечательно проделывал интеллектуальную и эмоциональную работу, но духовная сторона оставалась в стороне. Он любит повторять фразу о самом себе: «твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла». (Евр.5:14) Собственно говоря, у него есть чёткая уверенность в том, что у него вообще нет духовных проблем, а потому в пастырском руководстве он не нуждается. Он всегда знает, где добро, а где зло, он чувствует себя совершенным в этом смысле. Выражаясь простым аскетическим языком, он в прелести, а значит, не способен к покаянию и критическому самоанализу.

Посмотрите интервью Кураева с Антоном Красовским, чтобы понять то, как надо с ним разговаривать. Он привык, что все ему смотрят в рот, а Красовский в лоб его спрашивает: «прежде чем требовать покаяние у других, ты-то сам способен на покаяние?!»

Или в интервью у Собчак сразу после начала СВО. Собчак была уверенна, что Кураев будет говорить с ней о Боге, как-то успокоит её и т.д., но она была удивлена, что он говорит только об истории и политике, что и высказала ему. Кстати в одном печатном старом интервью он признаётся, что хотел раньше стать историком, т.е. его привлекает исключительно внешняя сторона жизни, но никак не внутренняя.

О разочаровании во Христе

А теперь о разочаровании во Христе. Представьте ситуацию: вам на почту шлют бесконечное количество писем со всей грязью, которая творится в Церкви. Скандалы, клеветы, истории, разврат и т.д. Вы начинаете в этом всём вариться, реагировать, переживать и тогда возникает вопрос: а Христос точно в Церкви есть?

А Он точно пасёт своё стадо и руководит ко спасению? Говорить о зле вне Церкви легко и понятно, а что делать с ней внутри Церкви? Не зря в последнее время Кураев начал говорить о том, что Православная Церковь всего лишь одна из исторических церквей, таким образом, отсоединив Христа от Церкви. Он не выдержал зло внутри Церкви и начал спасать Церковь, выставляя все скандалы наружу. Этим пользовались некоторые люди и очерняли невиновных, отправляя клевету Кураеву, который, конечно же, не будет проверять информацию, а просто выставит на обозрение сотни тысяч человек.

При этом Кураев пишет целые «простыни» о том, что его критика – это служение Церкви. Нужно вспомнить, что Бог сам ставил на служение пророков, чтобы обличать ветхозаветную Церковь. Обличать может только тот, кто призван, а призванному даётся дар любви к Богу и Церкви. Вот тогда это служение. Кураев даёт пример того, когда ты без призвания начинаешь заниматься не своим, в итоге теряешь и веру и за собой увлекаешь больше народу. Вот так греховная страсть надевает на себя маску благочестия. Да и что может быть проще, чем обличать людей в грехах, ведь все мы грешники, тут много ума не надо.

Можно ли критиковать Церковь православному христианину?

Конечно же! С самого основания Церкви святые уже писали о том трэше, который творят священники, епископы и монахи. Святитель Игнатий Брянчанинов писал, как правильно жить в церковном трэше:

«Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно.

Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его.

«Ныне почти нет истинного благочестия, говорит уже Святитель Тихон за сто лет пред сим: ныне – одно лицемерство».

Убойся лицемерства

Убойся лицемерства, во-первых, в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно – в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение. Не подвизайся напоказ человекам, но в тайне для твоего спасения, пред очами Бога, – и очистится твое поведение от лицемерства. Не осуждай ближних, предоставя суд над ними Богу, – и очистится сердце твое от лицемерства». Как видим из цитаты, первый плод лицемерия – осуждение.

Человек духовно возросший приходит к непостижимости божественного промысла, потому самоуверенность и дерзость не присущи такому человеку, и уж тем более он не приравнивает свои мысли к божественным, о чём предупреждал Бог через пророка Исайю:

«Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь».

(Ис.55:8) Потому подводя итог, скажу так: Кураев не обижен на патриарха или ещё кого-нибудь, Кураев разочаровался во Христе и потому пытается своей графоманией доказать, что Христос не пасёт Церковь, Его нет здесь, потому что беззакония творятся постоянно, а церковный вектор не совпадает с вектором мысли диссидентов- моралистов, которым Кураев был, есть и будет.

Иеромонах Ефрем (Метс)

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Неделя и день благословений — что это такое и когда бывает по церковному календарюНеделя и день благословений — что это такое и когда бывает по церковному календарю

0 Comments
День благословения и неделя - что это такое и когдабывает

Вот вполне типичный диалог в социальных сетях:  – Сегодня и всю следующую неделю — дни благословений. Все благословения, которые вы даете сегодня, вернутся к вам разнообразными способами, которые принесут вам пользу…  – Не слышала о таком. Это по церковному календарю??  – Честно говоря, не знаю.

Христианский смысл

«Калина Красная» и «Афоня» — два советских фильма о глубоком покаянии«Калина Красная» и «Афоня» — два советских фильма о глубоком покаянии

0 Comments
Фильм о покаянии

Есть два популярных советских фильма о покаянии: «Калина красная»(1974 г.) и «Афоня»(1975 г.). Но покаяние в этих фильмах не идеологическое, как в фильмах 50-х, а более глубокое — экзистенциальное. В прошлом веке антрополог Рут Бенедикт, изучая японскую культуру, ввела такие понятия как «культуры стыда» и

Христианский смысл

Понятие «юбилей» — родом из Библии и означает совсем не 100-летие со дня рожденияПонятие «юбилей» — родом из Библии и означает совсем не 100-летие со дня рождения

0 Comments
Юбилей - что означает слово

Слово «юбилей» знают все, а вот то, что это понятие родом из Библии и означает оно совсем не круглую дату со дня рождения, знают не многие. Во время молебна на Новый год читается отрывок из Евангелия от Луки, который может быть понятен только в свете

Христианский смысл

«Благодарю Вселенную за…» В чем затык такой «молитвы» рассказал священник Православной Церкви«Благодарю Вселенную за…» В чем затык такой «молитвы» рассказал священник Православной Церкви

0 Comments
Благодарю Вселенную

«Я благодарю Вселенную за…», «Вселенная меня услышала…», «Посылаю сигнал Вселенной» и т.д. Большинство читали и слышали такие реплики. Причём бывает, что такие фразы произносят матёрые материалисты, заявляющие о своём неверии ни во что. Разобрал это выражение и то, что за ним скрывается насельник Тихвинского монастыря

Христианский смысл

Толкование в христианском контексте удмуртской колыбельной песни «Чагыр, чагыр дыдыке»Толкование в христианском контексте удмуртской колыбельной песни «Чагыр, чагыр дыдыке»

0 Comments
удмуртская колыбельная «Чагыр, чагыр дыдыке» - христианский смысл

Иеромонаха Ефрема (Метса) очень впечатлила и вдохновила удмуртская колыбельная «Чагыр, чагыр дыдыке», он истолковал ее в христианском смысле. Удмуртская колыбельная песня Оказывается, вокруг этой колыбельной идут жаркие научные споры. Филологи и литературоведы полемизируют о происхождении данного произведения. Дело в том, что впервые эту колыбельную зафиксировал

Христианский смысл