Под именем Анастасии Римской мы знаем двух святых. Разделяет их несколько столетий, но един подвиг — страдание за веру в Истинного Бога.
Значение имени Анастасия
Имя Анастасия — греческое и происходит от слова «анастасис», что значит «воскресение», таким образом, «Анастасия» буквально означает «воскресшая». У греков есть также мужской вариант имени — Анастасий. Слово «Римляныня», которое мы встречаем в церковном календаре, означает «Римлянка», то есть жительница Рима. Кроме того, слово означает также и место подвига святой.
Младшая и старшая: раннехристианские святые мученицы
Именования святых не связаны с их возрастом, речь идет просто о времени их земной жизни
- старшей именуют святую мученицу Анастасию, ученицу апостолов Петра и Павла, жившую в I в.
- младшей же — совершившую свой подвиг в III в., через два столетия.
Впрочем, с именованиями «старшей» и «младшей» немало путаницы: например, святую III в. также иногда именуют «Старшей», так как она жила раньше еще одной святой Анастасии, именуемой Узорешительницей.
Дни памяти
Открываем церковный календарь и видим:
- 11 ноября — прмц. Анастасии Римляныни (III век)
- 12 ноября — мц. Анастасия Солунская (III век)
Это два дня памяти одной и той же святой — преподобномученицы Анастасии Римляныни, Солунской (Фессалоникийской)
-
Отметим, чтобы не путать:
- Память Апостольской ученицы, мученицы Анастасии, погибшей в 68 году по РХ, празднуется 28 апреля, с ней чтится и святая Василисса.
- А святая Анастасия Узорешительница чтится 4 января
А вообще обладательницы имени Настя могут выбрать себе покровительницу из 16 святых жен. Детали здесь.
Житие
Сведения о святых сохранились как в преданиях, так и в так называемых «Актах мученических», протоколах судебных допросов христиан первых веков Церкви.
Преподобномученица
В отличии от мученицы — Анастасия Римлянки «Старшей» преподобномученицей называют Анастасию Римляныню Младшую. Она несла подвиг девства, посвятив свою жизнь Христу. За многие же страдания ее иногда также именуют «великомученицей».
Святая родилась в Риме в III в. Родители ее были богаты, однако, уже в раннем детстве девочка осталась круглой сиротой, и воспитывалась при женской христианской общине, насельницы которой отказались от брачной жизни ради Бога.
В этой общине девушка жила до 20 лет, отсюда с началом новой волны гонений она была взята по приказу градоначальника Проба. Видя красоту девицы, он решил выдать ее замуж, но натолкнулся на категорический отказ: Анастасия твердо решила продолжать безбрачную жизнь, веруя во Христа. В ярости Проб велел обнажить девушку перед толпой.
Затем ее жестоко пытали, и даже приговорили к колесованию. Но неожиданно для язычников Анастасия сошла с колеса, утыканного острыми ножами, целом и невредимой. Не помня себя от ярости, язычники стали бить ее, выбивая зубы, затем — отсекли ноги, и, наконец, усекли главу.
Как изображают на иконах
Обеих святых Анастасий ( I и II вв) пишут в алых мученических одеждах, с крестом — символом страданий — в руке. Иногда изображения так похожи, что довольно трудно отличить Старшую Анастасию от Младшей.
Однако, различия все же есть:
- Анастасия Старшая часто пишется вместе со своей сподвижницей Василиссой (на ее главе — белый платок);
- в руках у Анастасии Младшей часто можно увидеть свиток; на нем начертаны слова, сказанные ею судье:
«Муж мой и живот мой и веселие мое есть Господь мой Иисус Христос».
Мощи
Честные останки обеих святых издавна бережно хранились христианами:
- в наши дни мощи св. Анастасии Старшей находятся в Риме в церкви Санта-Мария-делла-паче;
- мощи св. Анастасии Младшей издавна были разделены на малые части, их хранили многие храмы христианского мира; так, ковчег с частицей мощей св. Анастасии Младшей в XVII в. упоминается среди святынь Благовещенского собора в Московском Кремле
Как выбрать небесную покровительницу
Хотя, когда в Святцах много святых одного имени, по традиции стараются выбрать «своей» ту, день памяти которой ближе ко дню рождения, правило это не обязательное, и выбирать в покровительницы ту Анастасию, которая ближе душе — тоже правильно.
Стоит сказать, что в церковном календаре — 16 святых этого имени (детали). Кроме Римских мучениц, Церковь чтит также св. Анастасию, называемую Узорешительницей, пустынницу VI в. Анастасию Патрикию, св. Анастасию Сербскую, страстотерпицу Анастасию Романову, дочь императора Николая II, и многих других святых.
О чем молятся
К своей небесной покровительнице обращаются во всех нуждах и печалях — скорбях душевных, телесных недугах, житейских нестроениях. Ну а в день именин, конечно, нужно и поблагодарить свою святую за помощь на жизненном пути, молитвенную поддержку и за то, что ныне, в Небесном Царстве, она не оставляет своей духовной помощью и тезоименитых ей христианок, и всех, кто нуждается в подкреплении сил телесных и душевных.
Наталия Сазонова
Тропари и молитвы
Преподобномученице Анастасии Римляныне (тропарь, кондак и молитва)
Тропарь, глас 4:
А́гница Твоя́, Иису́се, Анастаси́я, / зове́т ве́лиим гла́сом: / Тебе́, Женише́ мой, люблю́ / и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую, / и сраспина́юся, и спогреба́юся Креще́нию Твоему́, / и стражду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́, / и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю; / но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя с любо́вию, поже́ршуюся Тебе́. / Тоя́ моли́твами // я́ко Ми́лостив спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак, глас 3:
Де́вства вода́ми очище́нна, преподо́бная, / му́ченичества кровьми́, Анастаси́е, венча́вшися, / подае́ши су́щим в ну́ждах неду́гов исцеле́ние и спасе́ние, приступа́ющим от се́рдца, / кре́пость бо тебе́ подае́т Христо́с, // источа́я благода́ть приснотеку́щую.
Молитва
Де́вственниц похвало́ и му́чениц сла́во, Анастаси́е преподо́бная! К тебе́ во умиле́нии серде́ц на́ших припа́даем и твоего́ заступле́ния у Го́спода о нас мо́лим. А́ще бо чистоте́ твое́й не поревнова́хом и безбоя́зненнаго испове́дания твоего́ не приобщи́хомся, па́че же мно́гими прегреше́ньми и лю́тыми паде́ньми и отсту́пствы гнев Бо́жий привлеко́хом, но не хо́щем во гресе́х на́ших умре́ти и, на твоя́ му́жеския по́двиги взира́юще, па́ки на одоле́ние страсте́й на́ших ополча́емся. Сие́ же ве́дуще, я́ко кроме́ благода́тныя по́мощи ничто́ же благо́е сотвори́ти возмо́жем, ту́ю нам от Го́спода пода́ти тебе́ про́сим.
Ты бо, преподобному́ченице пресла́вная, ве́лие ко Влады́це дерзнове́ние стяжа́ла еси́, я́ко просла́вившая Его́ в чи́стой души́ твое́й и в телеси́ твое́м страда́льчестем, зане́ вся прельще́ния и преще́ния мучи́теля презре́вши, искорене́ние же зубо́в и ногте́й истерза́ние, и сосце́в и рук и ног отсече́ние сла́дце претерпе́вши, дерзнове́нно вопия́ла еси́: “Христо́с есть бога́тство мое́ и похвала́”.
Те́мже от того́ бога́тств и на́шей нищете́ духо́вная пода́ждь дарова́ния и от безме́рных прегреше́ний живо́т наш соблюди́, мир и безмяте́жие нам испроси́, от нужды́ и уны́ния нас предста́тельством твои́м огради́, друг ко дру́гу нас в послуша́нии и братолю́бии наста́ви и ко Го́споду о́чи серде́ц на́ших всегда́ возводи́, во е́же при́сно сла́вити нам Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха держа́ву, и твое́ те́плое предста́тельство во ве́ки веко́в. Ами́нь.